В начале 70-х рок-движение, начавшее было набирать силу и с гордо поднятой головой шагать по миру, переживало не лучшие времена. И в Америке, и в Европе рокерам, упорно бичевавшим истеблишмент, настоящее казалось довольно мрачным, а будущее - туманным. Никто бы не взялся предсказать, что это было затишье перед бурей. Pink Floyd, молодая рок-команда кембриджского разлива, выпуская раз в год по альбому и медленно, но уверенно расширяя сферу своего влияния, и сама не подозревала, какой удар по шоу-бизнесу вызревает в ее недрах. В 1970 году Pink Floyd выпускают альбом "Atom Heart Mother", в 1971-м "Meddle", в которых выносят на суд слушателей крепкие, обычно довольно короткие песни, расцвеченные всевозможными примочками. Вышедший в 1972-м году седьмой альбом "Obscured By Clouds" был встречен без особого энтузиазма. В этом же году обычно гиперактивная концертная деятельность группы почти сходит на нет, выступают они до странности мало. Зато студийная работа, самая разноплановая, захватывает их целиком. Продолжаются творческие экскурсы в кинематограф. Во второй раз с 1969 года Pink Floyd работают с режиссером Barbet Schroeder, записывают саундтрек к картине "La Vallee". Сэтой звуковой дорожкой, вышедшей отдельным изданием, связана странная история. Студийные сессии проходили во Франции, в студии Chateau d'Heronville, техническая оснащенность которой, поих стандартам, была достаточной примитивной. Тем не менее, именно эта запись смогла прорваться на американские FM-станции, которые до сих пор игнорировали британцев. В сентябре 72-го года на фестивале в Эдинбурге состоялась премьера фильма о Pink Floyd, в основу которого было положено прогремевшее шоу в кратере вулкана в Помпее. Мало-помалу, а впрочем, не такими уж и робкими шагами, влияние Pink Floyd распространялось по всему миру. Дело было за малым: нужен был бестселлер, настоящий международный хит, который представил эту четверку во всей мощи и заставил воспринимать их всерьез. История умалчивает, ставили ли музыканты перед собой именно такую задачу, но в любом случае это им удалось. Восемь месяцев, с июня 1972 по январь 1973, Pink Floyd записывали в студии AbbeyRoad свой восьмой альбом. "Dark Side Of The Moon" вышел в марте 1973 года. Феерически обставленная презентация проходила в Лондонском планетарии. К этому взрыву, осветившему в полной мере едкий талант Pink Floyd,группа шла шесть лет. Для нескольких поколений фанов этот альбом "и есть" Pink Floyd в чистом виде, группа, которая берется за самые серьезные темы и откровенно говорит о прессинге, сумасшествии и умирании современного общества. Обладая массой очевидных достоинств, альбом стал знаковым событием еще по двум причинам. Во-первых, Roger Waters в полной мере сумел раскрыть свой недюжинный поэтический талант, передать нервную лихорадку ежедневной жизни (особенно в треках "Time", "Money"). А во-вторых, David Gilmour пополнил (очень немногочисленный) список гитарных идолов. Настолько филигранная продюсерская работа (а занимались продюсированием сами музыканты), редко радовала слух тогдашних меломанов. Отдав дань своим R&B-корням, музыканты довели до совершенства студийные эксперименты и насытили запись экстравагантными стереоэффектами. За конечный результат отвечали: David Gilmour - вокал, гитара, синтезатор VCS3, Roger Waters - вокал, синтезатор VCS3, бас, звуковые эффекты, Richard Wright - клавиши, синтезатор VCS3, бэк-вокал, Nick Mason - барабаны, перкуссия, звуковые эффекты. Специальные гости: Dick Parry - саксофон, Clare Torry - вокал. "Dark Side Of The Moon", поставивший мир на уши невиданным сочетанием звуков, - это всего-навсего девять треков, и даже не все они писались специально для альбома. Порывшись по сусекам, участники Pink Floyd мудро сделали новое из хорошо забытого старого - песен, которые почему-либо не пошли в дело или остались незаконченными. Одним из источников вдохновения стали саундтреки для кинофильмов, которые группа производила в больших количествах. Например, картина Микеланджело Антониони "Zabriskie Point", для которой в декабре 1969 года в Риме они записали несколько треков, подарила альбому одну из его вершин, композицию "Us And Them" (оригинальное название "The Violence Sequence"). Waters переписал песню "Breathe", которая создавалась для саундтрека к фильму "The Body", документальнойсюрреалистической ленте на медицинскую тематику. Оригинальный вариант "Breathe" Roger Waters написал в соавторстве с авангардным композитором Ron Geesin. Четверо участников Pink Floyd и их постоянный звукоинженер Alan Parsons (будущий лауреат Grammy) использовали невероятное количество звуковых эффектов, что и стало главным ноу хау этого релиза. Будоражили воображение звуки самые разнообразные и необычные. В треке "On The Run", например, в ушах отдаются стереофонически отраженные шаги и гудят пролетающие прямо над головой самолеты. Песня "Time" сдобрена тиканьем часов, которыми заполнили целую комнату. Для большей интриги запись припорошили едва различимыми обрывками разговоров. Это были несколько часов интервью у выбранных наобум посетителей Abbey Road на тему их взглядов на насилие, безумие и смерть. Две самые острые вещи - резко обличительная "Money" и антивоенная "Us And Them" - в 2001 году группа включила в компиляцию the best "Echoes". Мемуарный экскурс к событиям 30-леней давности сделал барабанщик Nick Mason: "Ко времени написания "Dark Side Of The Moon" мы предпочитали использовать естественные звуки. Я хорошо помню, как мы долго искали ритм, больше всего подходящийк треку "Money". Мы редко пользовались готовыми звуковыми эффектами, обычно создавали их сами. Несложно пользоваться сэмплами, но случается, что нужный сэмпл приходится искать целую вечность. Мы настолько привыкли работать с пленкой и лезвием, что перешли на цифровое редактирование на два года позже, чем все остальные. Что касается песен "Us And Them" и "Great Gig In The Sky", мне кажется, что своим успехом они во многом обязаны непинкфлойдовским элементам, например, саксофону Dick Parry и вокалу Claire Torry. Результат получился на голову выше того, что делала группа раньше. И именноблагодаря нетрадиционным для нас приемам". "Dark Side Of The Moon" быстро стал (и продолжает оставаться) одним из мировых рекордсменов продаж. Его сегодняшний тираж уже составляет 34 миллиона экземпляров. Он стал первым номером один Pink Floyd в Соединенных Штатах и долгожителем Billboard Top 100, продержавшись в чарте рекордные 741(!) неделю. Альбом не покидал рейтинг продаж Великобритании более двух лет и стал самым продаваемым альбомом британской группы за всю историю современной музыки. В чарте Billboard альбом с небольшими перерывами появлялся в течение 14 лет. Обозреватели журнала "Q Magazine", подводя итоги уходящего века, отвели этому лонг-плею 11 место в списке "100 лучших британских альбомов", написав о нем следующее: "Первый рок-альбом со времени"Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", который, даже если его разобрать на мельчайшие составляющие, все равно останется безошибочно английским лонг-плеем". Сопровождавший этот релиз гастрольный тур был одним из самых успешных и незабываемых. Покорять американскую публику Pink Floyd отправились с поддержкой женской группы The Black Berries, которых обычно приглашали для соул-концертов. Вернувшись на родину, они дают феерическое шоу перед 18.000 зрителей в лондонском зале Earls Court. В ход идет вся тяжелая артиллерия спецэффектов: разбитый самолет, сухой лед, фейерверки, надувной человекс горящими глазами, гонг, взрывающийся огнями. После многомесячного марафона четверка решает передохнуть и не выступает почти полгода. Единственное исключение делается для концерта-бенефиса в пользу Robert Wyatt, бывшего барабанщика Soft Machine, который сломал позвоночник. Благодаря суперпопулярным Pink Floyd удалось собрать более 100 тысяч фунтов. Одним махом они поднялись до уровня рок-групп первого эшелона, таких как Rolling Stones и The Who. Мало кто способен был устоять перед заразительной прямотой и искренностью, с которой Pink Floyd сумели выразить ощущения и восприятие своего поколения. Став классикой жанра, эти песни год за годом растаскивались на цитаты, яркие метафоры заимствовались и входили в обиход, как ежедневная одежда, удобная и необходимая, с которой не расстаются десятилетиями. В течение 30 лет со дня выхода альбом продолжает оставаться бестселлером, а Pink Floyd - одной из самых востребованных групп. Каждый год "Dark Side OfThe Moon", этот образцовый экземпляр прогрессивного рока, продолжает расходиться тиражом около миллиона копий. Хотя звания самого продаваемого британского альбома у него уже не отнимешь, последовавшие заним альбомы, в частности, "Wish You Were Here" и "Animals", в действительности были во многих отношениях сильнее, сделаны более тщательно и продуманно, так что по праву могут считаться наибольшими творческими достижениями группы. Однако всегда и во всем существовал приоритет первооткрывателя. Такой простой рецепт - сделай то, чего никто до тебя еще не делал. Успех гарантирован. Не верите - проверьте!1. Speak To Me/Breathe
2. On The Run
3. Time
4. The Great Gig In The Sky
5. Money
6. Us And Them
7. Any Colour You Like
8. Brain Damage
9. Eclipse